ГАОУ СПО Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45

Программа и критерии оценки вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих на специальности:

050705 Специальное дошкольное образование;
050144 Дошкольное образование;
040401 Социальная работа.
 

Пояснительная записка

Программа вступительного испытания по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Биология. (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.)

Программа вступительных экзаменов в ГОУ СПО «Курганское училище (колледж) олимпийского резерва» разработана на основе примерной программы по биологии для основной общеобразовательной школы, разработанной Министерством образования и науки РФ с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников основной школы, и составлена на основе системного подхода, предусматривающего изучение живой природы от клетки до биосферы.

Программа вступительного испытания по биологии предназначена для абитуриентов из числа:

– граждан, имеющих основное общее образование;

– граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 года;

– граждан с ограниченными возможностями здоровья в случае отсутствия у них свидетельства о результатах единого государственного экзамена.

Цель вступительного испытания: обеспечить проверку знаний, умений и навыков абитуриентов на вступительном экзамене в ГАОУ СПО СМПК по биологии.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования продолжительностью не более 1 академического часа (45 минут) без перерыва. За один день до вступительного экзамена для абитуриентов проводится консультация по содержанию программы, предъявляемым требованиям, критериям оценки, технологии проведения вступительного экзамена.

Выполненные работы оцениваются предметной экзаменационной комиссией - по 100-балльной системе согласно установленным критериям.

При поступлении абитуриенты должны знать:

– такие понятия как Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема;

– историю развития современных представлений о живой природе,

– методы научного познания;

иметь представление:

– о выдающихся открытиях в биологической науке;

– о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

уметь:

– обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;

– определять живые объекты в природе;

– проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

– находить и анализировать информацию о живых объектах;

Для выполнения письменной работы абитуриентам выдаются тестовые материалы. По окончании письменного экзамена абитуриент сдает работу экзаменатору. Результаты письменного испытания объявляются на следующий день.

Экзаменационные работы абитуриентам не возвращаются и хранятся в их личных делах.

Основные дидактические единицы, проверяемые в ходе вступительного экзамена по биологии

Раздел 1. Ботаника

Студент должен знать: все таксономические единицы, особенности строения, основные процессы жизнедеятельности растений, виды и особенности размножения растений;

уметь: классифицировать растения, отличать бесполое и половое размножение.

Тема 1.1 Царство растений и их многообразие

Дидактические единицы: водоросли, мхи, хвощи плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные растения.

Тема 1.2Строение растений

Дидактические единицы: клетка, ткань, корень, стебель, листья, цветок, плод.

Тема 1.3 Процессы жизнедеятельности растений

Дидактические единицы:питание, дыхание, рост, фотосинтез.

Тема 1.4 Размножение растений

Дидактические единицы: бесполое и половое размножение.

Тема 1.5 Систематика растений

Дидактические единицы:вид, род, семейство, класс, порядок, подцарство, надцарство, царство, империя.

Раздел 2 Зоология

Студент должен

знать: все таксономические единицы, особенности строения, основные процессы жизнедеятельности животных, виды и особенности размножения животных;

уметь: классифицировать животных на простейших, червей, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных, млекопитающих, приводить примеры.

Тема 2.1 Царство животные и их многообразие

Дидактические единицы: простейшие, черви, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие.

Тема 2.2 Строение животных

Дидактические единицы: конечности, туловище, голова.

Тема 2.3 Процессы жизнедеятельности животных

Дидактические единицы: дыхание, пищеварение, кровообращение, выделение, строение нервной системы.

Тема 2.4 Размножение животных

Дидактические единицы: половое размножение.

Тема 2.5 Систематика животных

Дидактические единицы: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, империя.

Раздел 3. Анатомия человека

Студент должен

знать: строение клеток, тканей, органов и систем органов, организма человека в целом; особенности процессов жизнедеятельности человека; строение нерва, нейрона, аксона; строение кровеносной, пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной систем;

уметь: определять типы клеток, тканей, органов и систем органов; объяснять работу симпатической и парасимпатической системы.

Тема 3.1 Особенности строения и жизнедеятельности человека

Дидактические единицы:клетки, ткани, органы, системы органов, организм.

Тема 3.2 Нейрогуморальная регуляция организма

Дидактические единицы: нерв, нейрон, аксон, рефлекс, симпатическая и парасимпатическая нервная система.

Тема 3.3 Внутренняя среда организма

Дидактические единицы: кровь, лимфа, иммунитет.

Тема 3.4Питание обмен веществ и энергии

Дидактические единицы: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Тема 3.5 Дыхание. Газообмен

Дидактические единицы: носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие.

Тема 4.6Опора и движение. Размножение и развитие

Дидактические единицы: скелет, мышцы.

Раздел 4 Общая биология

Студент должен знать: строение органоидов клетки, углеводов, жиров, белков, ДНК,РНК,АТФ и их значение в организме; механизм процессов митоза и мейоза; основные виды изменчивости организмов; процессы моногибридного и дигибридного скрещивания; историю происхождения человека;

Студент должен уметь: объяснять строение и значение этих органоидов и веществ; находить различия основных стадий индивидуального развития организма, характеризовать закономерности изменчивости; решать задачи по генетике; характеризовать основные эпохи развития жизни на земле

Тема 4.1 Цитология

Дидактические единицы:ядро, цитоплазма, рибосомы, лизосомы, углеводы, жиры. Белки, ДНК,РНК,АТФ.

Тема 4.2 Размножение и индивидуальное развитие

Дидактические единицы: митоз, мейоз, гаметы, гаметогинез, овогинез, сперматогинез.

Тема 4.3 Закономерности изменчивости организмов

Дидактические единицы: мутационная, модификационная, комбинативная.

Тема 4.4 Основы генетики и селекции

Дидактические единицы: ген, генотип, фенотип, гибрид, моногибридное и дигибридное скрещивание.

Тема 4.5 Возникновение и развитие жизни на Земле

Дидактические единицы: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Тема 4.6 Происхождение человека

Дидактические единицы: дриопитек, австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

Критерии оценок тестовых заданий на вступительных экзаменах в ГАОУ СПО СМПК по дисциплине «Биология»

Экзаменационные работа содержит задания по ведущим тематическим разделам курса биологии основной школы разного уровня сложности.

В связи с тем, что прием в средние профессиональные учебные заведения стал осуществляться по результатам ГИА, содержащему балльный показатель качества знаний выпускника основной школы, в настоящей программе представлены критерии перевода первичных баллов за выполнение экзаменационной работы (ГИА-9) в отметки по пятибалльной шкале (в соответствии с рекомендациями ФИПИ), а также перевод количества баллов по 100-бальной шкале. Они разработаны для выпускников, поступающих в ГАОУ СПО СМПК и сдающих вступительные испытания в новой форме (ГИА-9).

Критерии перевода первичных баллов за выполнение экзаменационной работы (ГИА-9) в отметки по пятибалльной шкале (в соответствии с рекомендациями ФИПИ), а также перевод количества баллов по 100-бальной шкале

оценка

2

3

4

5

количество баллов в соответствии с рекомендациями ФИПИ

0-12

13-24

25-33

34-40

количество баллов по 100- балльной шкале

0-30

33-60

63-83

85-100

 
Работа состоит из двух частей, включающих 24 задания.

Часть А включает 20 заданий с выбором одного верного ответа.

Задания проверяют следующие учебные умения:

- узнавать типичные биологические термины, понятия;

- определять и классифицировать биологические объекты;

- сравнивать биологические объекты: организмы разных систематических групп, способы размножения организмов и т. д.

Каждое задание части А оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов -60.

Часть В содержит 4 задания. В заданиях В1 и В2 необходимо выбрать три верных ответа из шести предложенных, в задании В2 – установить соответствие, в В4 – установить верную последовательность.Каждое верно выполненное задание части Воценивается в 10 баллов. В случае если в заданиях допущены 1-2 ошибки,ответ оценивается в 5 баллов.

Предметная экзаменационная комиссия заполняет протокол оценки с указанием критериев, за которые по работе были снижены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы.

Список литературы

1. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымщица. -4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.: ил.- ІЅΒΝ 5-09-012011-0.

2. Лернер Г.И. ГИА 2008. Биология: Сборник заданий: 9 класс/ Г.И.Лернер.-М.: Эксмо,2008.-208с.- (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).

 
Биология