ГАОУ СПО Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Николаева, 124, тел./факс: 8(3473)43-64-45

Программа и критерии оценки вступительных испытаний по литературе для абитуриентов, поступающих на специальности:

050148 Педагогика дополнительного образования (в области туризма и социально-педагогической деятельности)»;
050139 Изобразительное искусство и черчение.
 

Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по литературе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-9 классов, составитель Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев.

Содержание литературного образования представлено в программе комплексно, во взаимосвязи принципов преемственности, доступности и включает произведения русской литературы, сведения об основных периодах русского художественного процесса, биографические сведения о жизни и творчестве виднейших писателей, основные теоретико-литературные понятия.

Цель вступительного испытания: обеспечить проверку знаний, умений и навыков абитуриентов на вступительном экзамене в ГАОУ СПО СМПК по литературе.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования продолжительностью не более 1 академического часа (45 минут) без перерыва. За один день до вступительного экзамена для абитуриентов проводится консультация по содержанию программы, предъявляемым требованиям, критериям оценки, технологии проведения вступительного экзамена.

Выполненные работы оцениваются предметной экзаменационной комиссией - по 100-балльной системе согласно установленным критериям.

Абитуриент должен знать:

1) тексты произведений, изучение которых предусмотрено учебной программой по русской литературе для общеобразовательных учреждений, их идейное содержание и художественные особенности;

2) художественное, историческое и общественное значение литератур¬ного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи;

3) общие закономерности историко-литературного процесса, роль автора произведения в развитии литературы;

4) важнейшие биографические сведения о писателях;

5) специфику литературы как искусства слова.

Абитуриент должен уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.

Абитуриент должен обладать следующими знаниями и умениями, связанными с теоретико-литературными понятиями, представленными в учебной программе по литературе для учреждений общего среднего образования:

1) основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;

2) основные литературные направления классицизм, романтизм, реализм;

3) тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;

4) художественный образ, литературный тип, лирический герой;

5) сатира, юмор, гротеск;

6) эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола.

Для выполнения письменной работы абитуриентам выдаются тестовые материалы. По окончании письменного экзамена абитуриент сдает работу экзаменатору. Результаты письменного испытания объявляются на следующий день.

Экзаменационные работы абитуриентам не возвращаются и хранятся в их личных делах.

Основные дидактические единицы, проверяемые в ходе вступительного экзамена по литературе

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. Реформатор языка. Реформатор стиха.

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву»(фрагменты). Из глав: «София», «Любани», «Спасская Полесть», «Едрово», «Медное», «Пешки». Быт и нравы крепостнической Руси. Вопрос о праве человека на личную свободу.

Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

«Властителям и судиям». Гражданский пафос лирики. «Фелица» (фрагменты). Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Анакреотические стихотворения.

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

«Бедная Лиза». «Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века.

В. А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

В. А. Жуковский автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление найти связь земного с небесным. «Море». «Я Музу юную, бывало...».

А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Меткий афористический язык комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл.

«Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина. Замысел создания произведения. Главные герои.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

«Ревизор» как социальная комедия. Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения. Образ Хлестакова. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Литературные произведения для чтения

«Слово о полку Игореве».

М. В. Ломоносов « Вечернее размышление о Божием величестве», « Послушайте, прошу...», «Случились вместе два Астронома в пиру...» и др.

Д. И. Фонвизин Комедия «Недоросль».

А. И. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

А. С. Грибоедов «Горе от ума».

А. С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «10 октября 1825 г.», «На холмах Грузии...», «Мадонна», «Я Вас любил...», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг...», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно...», «Молитва», «Расстались мы, но твой портрет...», «Прощай, немытая Россия...», «Родина». Роман «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», «Шинель».

Примерные тестовые задания по литературе

1. Укажите, какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве».

1) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году

2) победа над половцами, одержанная Киевским князем Святославом в 1184 году

3) поход против половцев Владимира Мономаха

4) междоусобные распри южнорусских князей

2. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове»

1) Игорь 2) Всеволод 3) Святослав 4) Ярославна

3. К какому литературному направлению относится творчество Д.И. Фонвизина?

1) реализм 2) сентиментализм 3) классицизм 4) романтизм

4. Против какого общественного порока направлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

1) против лицемерия

2) против невежества

3) против чинопочитания

4) против казнокрадства

5. Кого называли недорослями в XVIII веке?

1) безграмотных, недоучившихся дворян

2) дворянских детей, не достигших 15 лет, т.е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу

3) вообще невежественных людей из разных сословий

4) подростков

6. К какому стилю относили жанр комедии классицисты?

1) высокий 2) низкий 3) смешанный

7. Кто автор стихотворения:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

1) М.Ю. Лермонтов 2) А.С.Пушкин 3) В.А.Жуковский 4) А.Н.Радищев

8. В русле какого литературного направления создавал свои произведения Г.Р. Державин?

1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) классицизм

9. Укажите произведение, принадлежащее Н.М. Карамзину:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву»

2) «Недоросль»

3) «Бедная Лиза»

4) «Ревизор»

10. Какое крылатое выражение не принадлежит А.С. Грибоедову?

1) «Счастливые часов не наблюдают».

2) «Карету мне, карету».

3) «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»

4) «Чины людьми даются, / А люди могут обмануться».

11. Роман «Евгений Онегин» написан

1) ямбом; 2) хореем; 3) анапестом; 4) амфибрахием

12. Какие изобразительные средства использованы В.А. Жуковским в следующем отрывке («Сельское кладбище»)?

Уже бледнеет день, скрываясь за горою,

Шумящие стада толпятся над рекой,

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

1) метафора 2) сравнение 3) эпитет 4) олицетворение

13. Как называется глава, в которой Печорин вмешивается в жизнь контрабандистов?

1) «Фаталист» 2) «Тамань» 3) «Бэла» 4) «Княжна Мери»

14. Знакомством с каким литератором хвалится Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора»?

1) Пушкиным 2) Загоскиным 3) Лермонтовым 4) Карамзиным.

15. В каком городе родился А.С. Пушкин?

1) в Петербурге 2) в Москве 3) в Киеве 4) в Туле

16. Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова

1) 1802-1841 2) 1789-1828 3) 1799-1837 4) 1814-1841

17. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

1) «Парус»

2) «Герой нашего времени»

3) «Маскарад»

4) «Смерть поэта»

18. Какой герой «Ревизора» берет взятки борзыми щенками?

1) городничий 3) почтмейстер

2) смотритель училищ 4) судья

19. Какая пословица использована в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в качестве эпиграфа?

1) По платью видят, кто таков идёт

2) Говорит направо, а глядит налево

3) На зеркало неча пенять, коли рожа крива

4) Сколько верёвку не вить, а концу быть

20. Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н.В. Гоголя «Шинель»?

1) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2) «Миргород»

3) «Арабески»

4) Петербургские повести

Критерии оценок тестовых заданий на вступительных экзаменах в ГАОУ СПО СМПК по дисциплине «Литература»

В связи с тем, что прием в средние профессиональные учебные заведения стал осуществляться по результатам ГИА, содержащему балльный показатель качества знаний выпускника основной школы, в настоящей программе представлены критерии перевода первичных баллов за выполнение экзаменационной работы (ГИА-9) в отметки по пятибалльной шкале (в соответствии с рекомендациями ФИПИ), а также перевод количества баллов по 100-бальной шкале. Они разработаны для выпускников, поступающих в ГАОУ СПО СМПК и сдающих вступительные испытания в новой форме (ГИА-9).

Критерии перевода первичных баллов за выполнение экзаменационной работы (ГИА-9) в отметки по пятибалльной шкале (в соответствии с рекомендациями ФИПИ), а также перевод количества баллов по 100-бальной шкале

оценка

2

3

4

5

количество баллов в соответствии с рекомендациями ФИПИ

0-6

7-13

14-18

19-23

количество баллов по 100- балльной шкале

0-26

30-57

61-78

83-100

В соответствии с приложением №3 письма Министерства образования РБ от 23 мая 2012 г. №04-05/275
 
Работа состоит из 20 заданий, за каждый правильный ответ выставляется 5 баллов. Минимальный балл, который должен набрать абитуриент составляет 40 баллов.

Критерии оценок письменных работ на вступительных экзаменах в ГАОУ СПО СМПК по дисциплине «Литературе»

Оценка Кол-во правильных ответов Баллы
5 (отлично) 20 100
19 95
18 90
17 85
4 (хорошо) 16 80
15 75
14 70
13 65
12 60
 3 (удовлетворительно) 11 55
10 50
9 45
8 40
2 (неудовлетворительно) 7 и менее 0
 
Предметная экзаменационная комиссия заполняет протокол оценки с указанием критериев, за которые по работе были снижены баллы; протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы.
Литература